Очереди на границе России, возникшие из-за ажиотажа вокруг новых правил расчёта утильсбора, остаются значительными и могут сохраняться до конца ноября. По оценкам дилеров, на разных направлениях скопилось от 3 до 4 тыс. автовозов, а на отдельных участках казахстанской границы ситуация по-прежнему близка к критической.
Основные заторы — на границе с Казахстаном
Импортёры сообщают, что наиболее сложная обстановка сохраняется на переходах с Казахстаном, через который идёт основной транзит автомобилей из Китая.
По данным «Автодома», только здесь скопилось ≈ 2,5 тыс. грузовиков и автовозов, что дилеры называют «критическим уровнем заторов».
Гендиректор Независимой сервисной компании Олег Черников оценивает общую очередь на казахстанских ПП гораздо выше — около 9 тыс. фур всех типов.
Время ожидания на отдельных направлениях увеличилось более чем на 30% по сравнению с предыдущим месяцем.
Если в октябре задержки доходили до 14 дней, то к началу ноября на ряде переходов они снизились до 3–5 дней.
При этом часть дилеров отмечает рост практики «платной» электронной очереди, которую занимают боты, продающие «места» в линии ожидания.
Причина — новые правила утильсбора
Ажиотаж начался из-за планируемого изменения расчёта утильсбора с 1 ноября.
После обращения аппарата первого вице-премьера Дениса Мантурова Минпромторг предложил перенести новые правила на 1 декабря, и отсрочка была утверждена.
Из-за этого поток импортируемых автомобилей резко вырос в октябре и ноябре, так как покупатели стремятся успеть оформить автомобили до наступления новой схемы.
Для физлиц льготные коэффициенты утильсбора сохранятся только для машин мощностью менее 160 л.с.
ФТС: пиковые нагрузки прошли, но импорт вырос кратно
ФТС подтверждает, что в конце октября — начале ноября наблюдался пик ввоза автомобилей.
С начала ноября через автомобильные пункты пропуска Приморского края в Россию въехало 1007 автовозов, перевезших 5528 автомобилей — это почти в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По морю импорт также бьёт рекорды: только владивостокские таможенники в октябре оформили 38,52 тыс. автомобилей, что на 24,3% больше, чем в сентябре, и на 31,9% больше, чем годом ранее.
С начала года по состоянию на 12 ноября в Россию ввезено уже почти 290 тыс. автомобилей для личного пользования — больше, чем за весь 2024 год.
ФТС заявляет, что сейчас пункты пропуска на границе с Казахстаном и Китаем работают в штатном режиме, досмотры стали реже, а мощности портов Владивостока позволяют без задержек оформлять автомобили.
Рекорд продаж на внутреннем рынке
На фоне опасений повышения утильсбора продажи автомобилей в октябре выросли на 35%, достигнув 165,7 тыс. единиц — максимума с ноября 2024 года.
Участники рынка напоминают: если автомобиль куплен до 1 декабря, но не растаможен до этой даты, владелец обязан будет уплатить утильсбор по новым правилам. Как обычно в таких ситуациях, «успеют не все».